Решения

Хупа - еврейский брак

Спутник жизни, которого ищут. Советы мудрецов во избежания непоправимых ошибок. Неизменный «рецепт счастья». Условия заключения еврейского брака. Помолвка. Выбор даты свадьбы. Перечень документов в раввинат. Изучение законов «чистоты семейной жизни». Неделя перед «Хупой». Миквэ. «Ктуба» - брачный договор. Церемония «Хупы». Практические советы.

Наши мудрецы говорят, что мужчина без женщины - лишь “половина тела”. Как сказано в книге Берешит, «И создал Всевышний человека по своему образу и подобию, мужчину и женщину создал их». Изначально человек был создан как существо с «двойной сущностью». Вскоре после этого Всевышний разделил их, и тогда появились – мужчина и женщина. И с тех самых пор мужчина ищет женщину, а женщина тоскует без мужчины. Во время женитьбы Б-жественное воссоединение происходит вновь, мужчина и женщина становятся единым целым.

В еврейской традиции, интимные отношения, как таковые не грех, наоборот, это источник жизни, а жизнь – свята. Все, сотворенное Всевышним должно быть использовано для Б-жественных целей. Желание, влечение тоже относятся к подаркам, посланным свыше при создании мира, когда было сказано «И это хорошо». Женитьба не только разрешена, но и является обязанностью, мицвой, Б-жественной заповедью. Поэтому «оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью» (Берейшит 2:24). Все, кто неженат, согласно вердикту Талмуда, живут без радости, без благословения и добродетели. Еврейские мудрецы говорят: «мужчина без жены, как город без стены». Мужчина и женщина это, как бы две половинки одного целого, которые никогда не достигнут совершенства и гармонии друг без друга.

Что же такое еврейский брак? Все основные вопросы семейной жизни, как впрочем, и других сфер, регламентируются законами Торы. Брак это в первую очередь ответственность друг перед другом, не просто на чувствах или словах, а конкретно оговоренная и закрепленная письменным договором. Семья в нашей традиции это не только, очень здорово, но и ещё очень серьёзно.

Жениться – это прибрести жену

До дарования Торы брак заключали очень просто: мужчина встречал на улице женщину и, если они нравились друг другу, он приводил ее в свой дом, и она становилась его женой. После дарования Торы сынам Израиля было приказано вести себя иначе. Если мужчина желал жениться на женщине, он был обязан приобрести ее в собственность на глазах у свидетелей. И вот именно это приобретение жены и есть заповедь Торы.

Из всех этих способов приобрести жену решением мудрецов в силе остался лишь один – покупка за деньги. Это и есть обряд бракосочетания или «кидушин», который совершают в наше время. Чтобы не сеять раздоры между бедными и богатыми, не подчеркивать разницу между отдельными слоями общества, мудрецы установили раз и навсегда: кидушин следует проводить при помощи золотого кольца, на котором нет никаких украшений.

В центре церемонии «кидушин» стоит передача невесте обручального кольца. Кольцо – не символ совершения брака, но оно-то и заключает брак. Поэтому кольцо это обязательно должно быть собственностью жениха, и купить его он должен на собственные деньги. В противном случае «кидушин» не имеет силы.

Единственное, что должен сказать жених при совершении «кидушин», это: «Вот, ты посвящаешься мне этим кольцом по закону Моше и Израиля». Слово кадош («святой») означает также «отделенный», «изолированный». И невеста, принявшая кольцо от жениха, называется мекудешет – то есть «посвященная» только своему жениху. Это означает, что с момента совершения «кидушин» невеста становится запрещенной для всех мужчин в мире – словно вещь, которая посвящена Храму и которой нельзя пользоваться никому в мире.

Наверх

То о чем следует знать людям, желающим вступить в еврейский брак

Раз вы решились на этот шаг, то, наверное, вы ждете от брака нечто большее, чем просто официальное оформление отношений, для этого существуют ЗАКСы. Так что же скрывается за вашим желанием пройти еврейскую церемонию бракосочетания – «Хупу»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, в первую очередь, необходимо разобраться в самом (ой) себе, в своих чувствах и мироощущении.

Все люди, по природе вещей, хотят иметь: хорошую работу, свой дом, любимого спутника жизни, детей и теплых отношений в семье. К сожалению, таких счастливых примеров совсем не много. О таких говорят: «Повезло!». Почему одним «везет», а другим – нет? Дело в том, что огромная составляющая нашей жизни – иррациональна, которая никак не зависит от наших усилий и интеллекта. Все то, что мы именуем счастьем, дается людям свыше, от Б-га. Вот почему вы хотите «Хупу» - вы хотите поддержки от Б-га!

Согласно нашей традиции каждый человек заслуживает того, чтобы быть счастливым, но только если «счастью» не мешать, не совершать роковых ошибок. Поэтому, выбирая спутника (цу) жизни, придерживайтесь следующих правил:

  • Рассматривайте претендентов только среди евреев согласно еврейскому закону (галахе).
  • Не допускайте интимных отношений до «Хупы».
  • Принимая решения «за» и «против», обязательно советуйтесь с умными и опытными по жизни людьми, для которых ваша судьба не безразлична.
  • Перед тем, как официально сообщить о ваших обоюдных намерениях обсудите этот вопрос с опытным раввином.

Для того, чтобы процесс поисков спутника (цы) прошел комфортабельно, безболезненно для всех сторон и эффективно, то воспользуйтесь еврейской службой знакомств «Шидух». Там вам не только помогут подобрать желаемый вариант для знакомства, но и окажут всяческую поддержку на протяжении всего процесса: консультации, сбор необходимой информации и психологический настрой. Служба «Шидух», тел. +7 (985) 233-0771, web: www.jwedding.ru

Наверх

Условия для заключения еврейского брака

  • Жених и невеста – евреи согласно еврейскому закону (галахе).
  • Ни жених, не невеста не состоят в другом браке.
  • Возраст невесты и жениха - не менее 18 полных лет (для совсем молодых людей брак возможен только в исключительных случаях).

Будьте внимательны! Не все пары, которые удовлетворяют этим условиям, могут заключить еврейский брак.

Исключения могут составлять следующие пары:

  • жених коэн*, невеста гийорет (нееврейка, принявшая еврейскую веру);
  • жених коэн*, у невесты папа нееврей;
  • жених коэн*, невеста, разведенная или состоявшая в связях с мужчинами;
  • жених мамзер** (незаконнорожденный), невеста не мамзерес (законнорожденная);
  • жених не мамзер** (законнорожденный), невеста мамзерес (незаконнорожденная);

Во всех таких случаях следует проконсультироваться у опытного раввина, который постарается найти выход из создавшейся ситуации в рамках еврейской традиции.

Для справки:
* термин «коэн» указывает на принадлежность человека к еврейскому сословию священнослужителей в Иерусалимском храме.
** термин «мамзер» указывает на то, что человек родился от запрещенной Торой интимной связи между мужчиной евреем и женщиной еврейкой. Самым распространенным случаем мамзера является человек, рожденный замужней женщиной от еврейского мужчины, но — не от своего мужа.

Внимание! После церемонии «хупы», развестись можно только через раввинский суд. Если вы этого не сделаете, то дети, рожденные вне данного брака, будут «мамзерами».

Наверх

Помолвка

Помолвка в еврейском обиходе называется ворт или тноим, что буквально означает «слово» или «условия». Дело в том, что во время помолвки жених, невеста и их родители окончательно договариваются об условиях проведения свадьбы (доле материального участия, обеспечении молодоженов всем необходимым, возможных сроков свадьбы и т.п.). Эту договоренность принято закреплять киньяном – символическим действием (поднятие какой-либо вещи, например, носового платка над головой) в присутствии двух надежных свидетелей. Несмотря на всю торжественность помолвки, достигнутые соглашения – это только договор о намерениях, которые не накладывают никаких необратимых обязательств.

После киньяна мать жениха и мать невесты разбивают тарелку и все присутствующие кричат «Мазал тов!!!», поздравляя жениха и невесту. Этот обычай символизирует необратимость принятого решения: подобно тому, как невозможен возврат разбитой тарелки к её прежнему состоянию.

Помолвка происходит во время застолье в кругу родственников и близких друзей. Принято, что жених дарит невесте, что-нибудь из ювелирных украшений.

Наверх

Выбор даты для свадьбы

Выбор даты для «хупы» дело кропотливое, которое требует не только знаний еврейской традиции, но и богатого жизненного опыта. Поэтому не следует при назначении даты свадьбы ориентироваться только на свободные от работы дни, на период отпуска и т. п.

Во-первых, необходимо учитывать, что в еврейском календаре существуют периоды, когда обряд бракосочетания рекомендуем, не рекомендуем и даже запрещен. Ниже приводится перечень этих дат.

Даты, рекомендуемые для бракосочетания:

  • 11-13 Тишрей (дни между Йом-Кипур и Суккот);
  • весь месяц Кислев;
  • 1-15 Швата
  • весь месяц Адар (за исключением Пурима);
  • 1-13 Насана;
  • 18 Ияра (праздник Лаг Ба-Омер);
  • 8-15 Сивана;
  • 1-16 Тамуза;
  • 11-15 Ава (день для свадеб и знакомств, рекомендуемый в Талмуде);
  • весь месяц Элул.

Даты, не рекомендуемые для бракосочетания:

  • пятница и субботы (после выхода звезд) – из-за опасности нарушения шаббата;
  • десять дней раскаяния: 1-10 Тишрей – по причине того, что свадебный настрой не соответствует серьезности момента;
  • Пурим: 14 Адара - по причине многих дополнительных заповедей установленных в этот день.

Даты, запрещенные для бракосочетания:

  • шаббат (с захода солнца в пятницу и до выхода звезд в субботу);
  • канун йом това (еврейского праздника, когда запрещена работа): 9 Тишрей (канун Йом-Кипур), 14 Тишрей (канун Суккот), 14 Нисана (канун Песах), 5 Сивана (канун Шавуот), 29 Элула (канун Рош а-Шана);
  • йом тов , включая "холь а-моэд" (полупраздничные дни): 1-2 Тишрей (Рош а-Шана), 10 Тишрей (Йом-Кипур), 15-23 Тишрея (Суккот), 5-7 Сивана (Шавуот), 15-23 Нисана (Песах);
  • дни постов: 9 Ава, 17 Таммуза, 3 Тишрей ("Пост Гедалии"), 10 Тевета, 13 Адара ("Пост Эстер");
  • особые траурные периоды: 15 Нисана – 5 Сивана (дни Омера - от начала Песах до Шавуот, кроме Лаг ба Омера – 18 Ияра), 17 Таммуза - 9 Ава (дни "бейн а-мецарим").

Во-вторых, день свадьбы назначается на дату, когда жених и невеста могут начать интимные отношения, а это зависит от физиологических особенностей женского организма. Поэтому пред тем как начать планировать возможные даты свадьбы, невеста должна посоветоваться с опытной и знающей законы еврейской женщиной.

Наверх

Обращение в главный раввинат России

Еврейская пара, проживающая в Москве, которая желает оформить свои отношения согласно еврейской традиции и пройти церемонию еврейского бракосочетания «хупа и кудушин», должна обратится в главный раввинат России. Для этого жених и невеста должны оба прийти на прием к раввину Исроелю Баренбауму, предварительно записавшись на прием. Это можно сделать по тел. (495) 618-0001 с воскресенья по вторник с 15:00 до 18:00. На встречу с раввином необходимо принести: документы, подтверждающие еврейское происхождение (см. подтверждение еврейства); заполненную анкету-заявление (выдаются в раввинате), два фото 3 на 4 на каждого и добровольное пожертвование.

Изучение законов «чистоты семейной жизни»

Если по поводу еврейского происхождения пары вопросов не возникнут, то следующим этапом на пути к хупе будет небольшая теоретическая подготовка жениха и невесты. Она заключается в изучении еврейских законов семейной жизни вместе с наставником. При этом жених будет заниматься с рекомендованным ему раввином из общины, а невеста с одной из опытных наставниц. Именно после консультации невесты с наставницей будет установлена окончательная дата для «хупы и кидушин». В каждом конкретном случае кол-во занятий варьируется в зависимости от подготовки пары и их личной заинтересованности, в общем случае это три занятия по 2 часа. Более подробно о ходе и темах занятий вы можете узнать, перейдя по этой ссылке.

Неделя перед «Хупой»

Согласно принятому обычаю жених и невеста не видятся в течение недели, предшествующей свадьбе. Считается, что проведение такой четкой грани между холостой и семейной жизнью усиливает их чувства друг к другу и позволяет им сконцентрироваться на духовной составляющей свадьбы.

Начиная с субботы перед свадьбой, молодая пара считается «королевской четой», и им следует оказывать «королевские» почести, в частности жениха и невесту должен непременно кто-нибудь сопровождать. Этот почетный статус сохраняется за новобрачными также в течение недели после свадьбы.

Можно сказать, что свадебные торжества начинаются уже в субботу, предшествующей хупе. Во время утренней молитвы жениха вызывают подняться к Торе. После церемонии чтения Торы молодого человека забрасывают сладостями, чтобы жизнь молодоженов была счастливой и сладкой. Все это сопровождается зажигательными еврейскими напевами. К тому же в синагоге по этому случаю накрывают стол и всех приглашаются сделать кидуш и лехаим с семьями бракосочетающихся.

Для того, чтобы появление жениха в синагоге не оказалось приятной неожиданностью, необходимо заранее до субботы договориться с администрацией синагоги.

Невеста проводит последнюю перед свадьбой субботу в семейном кругу. В этот день к ней приходят подруги, чтобы поздравить и пожелать счастья. Праздничное субботнее застолье, посвященное невесте, именуется Шаббат кала («Суббота невесты»).

Наверх

«Миквэ»

Центральным, самым практическим и безусловным в семейной жизни еврейской пары играет это самое «миквэ» - поход невесты (жены) окунуться в особый ритуальный бассейн для очищения после «месячных».

Миквэ – это специальный бассейн, в основе которого содержится естественная вода (дождевая). Внешне миквэ напоминает салон красоты. Комфортабельное помещение с ванными, туалетными комнатами, душевыми кабинками, комнатой ожидания с журналами и газетами. Там к услугам женщин есть все необходимое: полотенца, шампуни, губки, щетки, сушилками для волос и т.п.. Рядом с кабинками находится собственно «миквэ»: облицованный кафелем бассейн размером примерно в два квадратных метра и глубиной больше одного метра. Миквэ расположена ниже уровня пола, внутрь ведут ступени, доходящие до дна. Вода в ней хлорированная, теплая, чистая и прозрачная.

Еврейская традиция рассматривает цикличность процессов в организме женщины как постоянное обновление. Каждый месяц женский организм готовится принять в себе новую жизнь. Если зарождения жизни не произошло, менструальное кровотечение завершает цикл и следующее за этим окунание в микву очищает и готовит ее к новому циклу. Миквэ воплощает в себе символическое многообразие. Она уподоблена миру в начале его сотворения: так же, как в начале творения во вселенной была только вода, так и женщина каждый месяц, окунаясь в естественные дождевые воды, возвращается к чистому первичному источнику. Миквэ также уподобляется материнскому чреву, а ее воды – околоплодным водам. Как младенец выходит из чрева матери чистым, естественным и готовым к восприятию, обновлению и творчеству, так и женщина, которая каждый месяц окунается в микву, выходит оттуда очищенной и обновленной. Это сравнение еще более уместно, когда речь идет об окунании невесты, начинающей совместную жизнь со своим супругом. Традиция рассматривает людей вступающих в брак как их новое рождение.

Перед посещением миквы необходимо предварительно договориться с «баланит» –администратором миквы. Поскольку невеста посещает микву первый раз, то все организационные вопросы обычно берет на себя ее наставница, которую рекомендовал равиинат.

Телефоны и адреса микваот в г. Москве
Синагога на Большой Бронной д.6, тел. (495) 645-5033.
МЕОЦ, 2-й Вышеславцев пер. д. 5а, тел. (495) 202-7389.

Наверх

В День хупы

Для жениха и невесты день их хупы подобен Йом-Кипуру – дню искупления, когда Всевышний прощает им все прежние проступки. Закон предписывает им в этот день поститься. Пост заключается в воздержании от еды и питья с выхода солнца до окончания церемонии хупы.

Даты свадьбы, в которые жених и невеста не должны постится: в рош-ходеш (начало еврейского месяца), 11 Тишрея, в Хануку (25 Кислева – 2 Тевета), 15 Швата, 15 Адара, 15 Ава.

В день свадьбы жених и невеста стараются сконцентрироваться на вечном. Поэтому в лист необходимых дел дня добавляют: чтение псалмов, изучение Торы и выделение денег на благотворительные цели. В частности это может быть и наша община. Более подробно см. здесь.

Жених во время дневной молитвы «Минха» читает видую, специальную исповедь, которая приведена в молитвах на Йом-Кипур.

Рекомендуемая одежда

Жених и невеста в день свадьбы должны выглядеть наилучшим образом, поэтому следует надеть красивую одежду и украшения. В большинстве общин принято, чтобы молодожены во время церемонии были в белых одеждах. День свадьбы в нашей традиции уподобляется Йом-Киппур – дню очищения, а белый цвет символизирует святость и духовную чистоту. Поэтому невеста надевает белое платье, а жених поверх привычного костюма надевает специальную одежду белого цвета, которая называется "китл". Существует обычай поверх «китела» одевать также плащ. Перед началом церемонии бракосочетания из карманов удаляют все содержимое.

Невесте, а также гостям, не следует забывать об еврейских законах скромности, согласно которым декольте и открытые платья больше чем только признак дурного тона. Рукава наряда должны быть ниже локтей, а юбка – ниже колен.

Наверх

«Ктуба» - брачный договор

«Ктубу» составляют и подписывают незадолго до начала свадебной церемонии. Подписание ктубы проводится раввином в присутствии жениха и двух свидетелей, которые скрепляют этот документ своими подписями. ктуба – это документ, в котором перечисляются права и обязательства, которые берет на себя жених и его будущая жена. В первую очередь, ктуба подтверждает обязанности мужа, предписанные ему Торой: «Пищи, одежды и супружеской близости он не лишит ее».

Функция ктубы не ограничивается только гарантией прав жены. ктуба – это еще и средство предотвращения поспешных, необдуманных разводов: выражаясь словами наших мудрецов, она препятствует тому, чтобы «ты относился легкомысленно к разводу с женой».

Текст ктубы составлен на арамейском языке – разговорном языке евреев Израиля в эпоху II Храма. Большая часть ее текста стандартная, поэтому раввин, как правило, приносит с собой красиво оформленный бланк, куда вписываются все недостающие подробности.

Перед подписанием свидетелями ктубы раввин пересказывает ее содержание жениху, который подтверждает свои обязательства перед невестой совершением киньяна (символическим действием) - поднятием любого предмета над головой. Жених также ставит свою подпись под текстом ктубы рядом с подписями свидетелей. В качестве свидетелей могут выступать только взрослые надежные евреи, которые не являются родственниками жениха или невесты.

Текст Ктубы в преводе на русский язык

____ дня недели и ____ числа _______ месяца в _______ год от сотворению мира согласно летоисчислению, принятому здесь в городе,____________свидетельствуем, что (имя) ______, сын (имя)_________, сказал девице (имя)___________, дочери (имя)____________: "Будь мне женой согласно вере и закону Моше и Израиля - а я буду работать, [чтобы зарабатывать на нужды дома] и почитать тебя, и дам тебе пропитание и всяческую поддержку по обычаю мужей израильских, работающих и почитающих жен своих и дающих им пропитание и всяческую поддержку по правде. И я даю тебе дар - двести серебряных монет, как полагается девицам согласно Торе, и пропитание твое, и одежду, и все необходимое тебе, и войду к тебе, как ведется в мире". И эта девица, госпожа (имя)___________, согласилась стать его женой. И вот то приданое, которое она принесла ему с собой из дома отца своего: в золоте, серебре, украшениях, одеждах, постельном белье - всего (количество)__________. И соизволил жених, господин (имя)____________, добавить ей за это треть вышеупомянутого дара в (количество)__________, итого - ____________. И так сказал раби (имя)____________, жених: "Ответственность за эту Ктубу и за прибавку к этойКтубе, за приданое и за прибавку к приданому я принял на себя и на моих наследников после меня: выплатить из всего лучшего и красивого, что есть в моем имуществе, а также из всего того, что я приобрел под небесами, и из того, что я приобрету в будущем, как недвижимого, так и движимого имущества. Все это будет залогом и поручительством выплаты этой Ктубы и прибавки к этой Ктубе, и даже этот плащ на моих плечах - залог выплаты этого как при моей жизни, так и после моей смерти, начиная с сегодняшнего дня и до века". Ответственность за эту Ктубу и за прибавку к этой Ктубе принял на себя раби (имя)_________, жених, со всей строгостью подобных документов (Ктуба и прибавка к Ктубе), как заведено относительно дочерей Израиля и выполнено согласно постановлению мудрецов наших, благословенной памяти: не как асмахта* и не как бланк документа**.И мы приняли киньян на это от раби __________, жениха, для госпожи __________, невесты, согласно всему, что написано и перечислено выше, - вещью, пригодной для совершения киньяна***; и все это твердо и непоколебимо.

И всё это верно, ясно и подлинно
(подпись - имя), свидетель
(подпись - имя), свидетель
И я, жених, принимаю на себя всё вышесказанное и подписываюсь в этом сегодня. (подпись)

*Асмахта - не вполне искреннее обязательство, данное в расчете на благоприятное стечение обстоятельств, которые, однако же, в действительности складываются иначе.
**Бланк документа - написанный ради тренировки или для другой цели, но не по поручению лица; обязывающегося выполнять то, что перечисляется в этом документе.
***Киньян - здесь процедура, которая по закону Торы придает юридическую силу заключенному союзу.

Кабалат паним

Перед началом бракосочетания устраивают встречу гостей – «кабалат паним». Накрывают стол с легкими угощениями и напитками. Поскольку до начала свадебной церемонии жених и невеста не должны встречаться друг с другом, «кабалат паним» проводят в двух разных местах – отдельно для жениха и отдельно для невесты. В ходе этой церемонии жених и невеста принимают благословения, поздравления и сердечные пожелания от всех присутствующих.

Бадекениш – закрывания лица невесты

Перед самым началом церемонии бракосочетания жених в сопровождении родственников и друзей, пришедших на «кабалат паним», отправляется на женскую половину, чтобы совершить обряд «бадекениш» – покрыть лицо невесты вуалью. Жениха ведут под руки его отец и отец невесты. Каждый из них одной рукой поддерживает под руку жениха, а во второй держит зажженную свечу. Эти свечи должны гореть до окончания церемонии «хупы». За ними следуют остальные мужчины. Принято, что в этот торжественный встречи жениха и невесты звучит проникновенная еврейская мелодия.

Люди, сопровождающие жениха и невесту под «хупу», называются «шошвиним». Считается, что жених в день своей свадьбы подобен королю, а невеста – королеве, поэтому их должна сопровождать свита. Честь быть «шошвиним» обычно предоставляют родителям. Если же родителей нет, выбирают чету из родственников или друзей. Желательно, чтобы «шошвиним» были женаты в первом браке – это добрый признак для молодых.

Невеста сидит в кресле, которое обычно украшают лентами и цветами. По обе стороны невесты стоят ее мать и мать жениха. Жених, сопровождаемый своим отцом и отцом невесты, подходит к невесте, чтобы закрыть ее лицо вуалью. Подойдя к невесте, жених берет откинутую назад вуаль и закрывает ею лицо невесты. Это один из самых волнующих моментов свадьбы. В этот момент невеста вполголоса читает псалмы и молиться о будущем.

Есть в этой церемонии и такой смысл: жених как бы простирает свое покровительство над невестой, в присутствии своих и ее родителей обещая защищать ее, предоставить кров и заботу.

Наверх

Церемония Хупы

«Хупа» – свадебный балдахин – это кусок ткани, натянутый на четырех шестах. Как правило, «хупа» устанавливается под открытым небом. Под этим импровизируемым шатром, собственно, и происходит обряд бракосочетания, отсюда еврейская свадьба получила название Хупа. Непосредственно под «хупой» стоят жених, невеста, их родители и раввин, проводящий церемонию бракосочетания.

Сразу после обряда «покрытия вуалью лица невесты» жених со своей «свитой» направляется к «хупе» и встает под ней в окружении сопровождающих, а невеста приходит туда же чуть позже.

Невесту ведут под руки ее мать и мать жениха, в руках у них зажженные свечи. Остальные женщины следуют за ними. Пред тем как невеста встает под «хупой» справа от жениха она вместе с «шушвиним» семь раз обходит вокруг него. Отцы становятся рядом с женихом, матери – рядом с невестой.

Эти минуты под «хупой» - время особого благословения Небес. Поэтому жених и невеста должны мысленно просить у Всевышнего счастливой семейной жизни, удостоится иметь много детей, стать надежным звеном в передаче еврейской традиции следующим поколениям.

Письмо с поздравлением от Любавического Ребе

Перед началом церемонии зачитывается письмо с благословением от Любавического Ребе, которое Ребе адресует всем молодоженам. Вот текст письма в переводе на русский язык:

«Благословен Всевышний!
Бруклин, Нью-Йорк.
Молодому человеку, Б-гобоязненому, уважаемому и достойному и его невесте …

Мир и Благословение!

В ответ на сообщение о назначении даты вашей свадьбы на …..(день свадьбы)…. Я хочу приветствовать вас благословением «Мазел Тов! Мазел Тов!». И чтобы свадьба состоялась в добрый и счастливы час и чтобы построили незыблемый еврейский дом на основании Торы и ее заповедей, в соответствии с тем, как они освещены источником Торы – учением хасидизма. С благословением «Мазел Тов! Мазел Тов!».

Подпись Ребе»

Свадебный гимн

Сама торжественная церемония начинается специальным свадебным гимном, который исполняет кантор. Он поет следующие слова «Тот Кто сильнейший среди всех, Тот Кто благословен над всеми, Тот Кто величайший среди всех, Тот Кто выдающийся среди всех, Он благословит жениха и невесту».

Церемония «кидушин» - бракосочетания

В стеклянный бокал наливают вино и раввин, проводящий церемонию, произносит над ним благословения:
(1) «Благословен Ты Господь, Владыка мира, создавший плод виноградной лозы».
(2) «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и предостерегший нас от кровосмешения, запретивший нам невест и разрешивший их нам лишь после того, как они станут нашими женами посредством хупы и кидушин. Благословен Ты, Господь, освящающий народ Свой, Израиль, с помощью хупы и кидушин!»

Жениху и невесте дают отпить вино из бокала, над которым раввин произнес благословение. Поскольку лицо невесты покрыто не совсем прозрачной вуалью, то мама невесты подносит бокал к ее губам.

Затем свидетелей кидушин приглашают подойти поближе, чтобы они видели, как жених надевает невесте обручальное кольцо. Жених показывает кольцо свидетелям, чтобы те убедились, что оно достаточной стоимости. Перед тем, как надеть кольцо, жених произносит: «Арей ат мекудешет ли бе-табаат зо ке-дат Моше ве-Исраэль» - «Вот, ты посвящаешься мне в жены этим кольцом по закону Моше и Израиля». Кольцо надевают на указательный палец правой руки (но носят на безымянном).

Свидетели провозглашают 3 раза: «Освящена»: "мекудешет, мекудешет, мекудешет !" Остальные повторяют за ними.

С этого момента молодые люди уже официально муж и жена.

Чтение «Ктубы»

Затем раввин, проводящий церемонию (или человек, делающий это по поручению раввина), зачитывает Ктубу и предает ее жениху, который в свою очередь вручает Ктубу на хранение невесте.

Семь свадебных благословений.

Бокал снова наполняют вином, на этот раз над ним произносят еще семь благословений. Иногда их читает сам раввин, но чаще для этого приглашают семерых наиболее уважаемых гостей. Те, кому выпала честь поизносить благословения должны держать бокал в правой руке и стоять под «хупой».

После каждого благословения все отвечают "амен". Для чтения этих благословений необходимо присутствие миньяна – десяти мужчин-евреев.

Семь благословений в переводе на русский язык:

  • «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, творящий плод виноградной лозы!»
  • «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший все во славу Свою!»
  • «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Создатель человека!»
  • «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, создавший человека в образе Своем – по образу и подобию Своему построил Ты его и воздвиг для него из плоти его строение вечное. Благословен Ты, Г-сподь, Создатель человека!»
  • «Пусть возвеселится и возликует бесплодная, когда соберутся к ней в радости ее сыновья. Благословен Ты, Г-сподь, веселящий Сион его сыновьями!»
  • «Возвесели же дружную пару влюбленных, как веселил Ты в древности созданье Твое в райском саду! Благословен Ты, Г-сподь, веселящий жениха и невесту!»
  • «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь Вселенной, сотворивший веселье и радость; жениха и невесту; ликование, пение, торжество и блаженство; любовь, и братство, и мир, и дружбу! Господь, Б-г наш, да зазвучат вскоре в городах Иудеи и на улицах Иерусалима голос радости и голос веселья, голос жениха и голос невесты, ликующий голос из-под свадебного балдахина и песни пирующих юношей. Благословен Ты, Господь, радующий жениха с невестой!».

По окончанию благословений молодожены еще раз отпивают вино из бокала.

Разбивание стакана

Свадебная церемония неизменно заканчивается одним странным для непосвященных гостей обычаем. Жених разбивает опустошенный стакан, наступая на него ногой. Предварительно, в целях безопасности, его заворачивают в бумагу и кладут в пакет. Это делается в память о разрушенном Иерусалимском храме. Как только стакан разбивается все присутствующие поздравляют молодоженов выкриками – «Мазал Тов!!!».

Уединение молодоженов

По окончанию официальной церемонии новобрачные в сопровождении раввина и свидетелей «кидушин» направляются в приготовленную заранее комнату, которую называют «хадар аихуд», «комната уединения». В этой комнате молодожены остаются один на один на непродолжительное время – минут десять. Это уединение — символ их отношений уже как мужа и жены. Им есть что сказать друг другу. Там они имеют возможность немного поесть после проведенного поста. В течение всего времени, пока жених и невеста остаются в "комнате уединения", туда никто не имеет права входить.

Свадебное веселье

Суть свадебного веселья - исполнение великой заповеди веселить жениха и невесту. Талмуд рассказывает, что даже самые великие еврейские мудрецы прерывали изучение Торы только ради того, чтобы участвовать в свадебном веселье. При этом не следует забывать, что мужчины и женщины веселятся по отдельности. Для этого между мужской и женской частями зала устанавливается перегородка, так чтобы мужчины и женщины не видели друг друга. Праздничная трапеза начинается с благословения над халами. По завершении свадебной трапезы произносят «Благословение после еды» и снова повторяют «Семь Благословений».

Свадебная неделя

Согласно общепринятому обычаю каждый день на протяжении шести дней после свадьбы устраивают праздничную трапезу с участием новобрачных. А хлопоты по организации этих торжеств берут на себя родственники и друзья молодоженов. В течение «семи дней пира» новобрачные свободны от всех будничных забот. Молодые муж и жена полностью посвящают своё время друг другу, чтобы заложить прочную основу своему «новому дому народа Израиля».

Наверх

Практические советы

  1. Текст приглашения на свадьбу. Существует устоявшаяся форма приглашения, в которую вписывают дату свадьбы, также имена бракосочитующихся и их родителей.
  2. Обручальное кольцо. Приобретая обручальное кольцо, следует обратить внимание на то, что оно должно быть круглым, абсолютно гладким изнутри и снаружи, без вырезанных на нём украшений, букв и символов.
  3. Свадебное платье. Свадебные платья стоят весьма дорого и не каждому по карману. Для этих целей при общине существует «гмах ле-калот» – благотворительная коллекция свадебных платьев, в которой есть широкий выбор нарядов. Для того, чтобы получить платье напрокат на безвозмездной основе звоните по тел. 8-495-7547770.
  4. Благословения под хупой. Продумайте заранее, кому предоставить право сказать семь благословений под Хупой. Это, как правило, самые близкие родственники или наиболее уважаемые из приглашённых.
  5. Список необходимых вещей для проведении церемонии хупы. Следует учитывать, что во время Хупы вам понадобятся:
    -белый халат для жениха – китель (по желанию);
    - вуаль или белый платок для покрытия лица невесты (на нем должны быть заколки, чтобы закрепить его на волосах);
    - 4 свечи с подсвечниками; - спички;
    - бутылка кошерного;
    - штопор;
    - салфетки;
    - стеклянный стакан;
    - бумажный и пластиковый пакеты (в них заворачивают стакан перед разбиванием);
    - легкое угощение (пироги, печенья, вода), которое кладут в комнату уединения жених и невесты;
    - копию письма Любавического Ребе (скачать здесь);
    - копию «Семи благословений» в русской транслитерации (скачать здесь);
    - список людей вызываемых произнести семь благословений;
    О том, кто должен позаботится обо всех этих принадлежностях во время Хупы, необходимо согласовать с администратором синагоги или зала, где будет проходить церемония.
  6. Празднования свадебного торжества устраивают в кошерных ресторанах. Список кошерных ресторанов приведен здесь. В случае, если вы хотите заказать для этого обычный ресторан, то кухню придется специально подготовить к этому торжеству. В этом вам поможет Департамент кашрута при главном раввинате России, контактный тел. (495) 631-2500

Наверх

Наши реквизиты

Местная религиозная организация «Иудейская община «Сокол-Аэропорт»

ИНН 7715398720
КПП 771501001
Расчетный счет: 40703810102660000012
Корреспондентский счет: 30101810200000000593
БИК 044525593
Наименование и местонахождение банка: АО «АЛЬФА-БАНК» г.Москва

Добровольное пожертвование на уставную деятельность НДС не облагается.

Наши программы

Встреча субботы и праздников

Занятия по Торе

Детский клуб

Женский клуб

EuroStars

Уроки Иврита

Кошерные продуктов