Решения

Союз обрезания

Исторические корни обрезания. Законы, обычаи и порядок самой церемонии. Кому доверяют делать обрезание. Что отрезают во время обрезания. Стоимость проведения обряда. Мнения медиков. Практические советы.

Обрезание для нас евреев символичнее всех других еврейских символов и важнее всех других предписаний еврейской традиции. Это значит, что никакие бело-синии флажки с изображением меноры, многочисленные магендовиды, хамсы, биркат-хабайты и т.п. не заменят всего лишь одного обрезания.

Обрезание это не церемония посвящения в мужчины, как некоторые это понимают, и поэтому стараются перенести его на более поздний срок. На самом же деле как показывает практика, возмужав, человек частенько уже не может найти в себе мужества показать себя «мужчиной» в этом вопросе. В связи с этим я обращаюсь к Вам, родителям новорожденных или несовершеннолетних детей – не создавайте ситуации, когда Ваш ребенок может оказаться в невыгодном для себя положении.

В нашей традиции многое невозможно понять сразу в лоб, поэтому часто приходится приводить объяснения от противного (помните математику, доказательство теоремы от противного). Именно так обстоит дело с обрезанием. Всем известно, что человек, который не прошел обряд обрезания, в русском языке именуется – необрезанный: просто и сердито. В нашем родном древнееврейском языке такой человек характеризуется не отрицанием действия, а отдельным понятием – «Ораль», что на русский язык «по-простому» даже и не переведешь. Иначе говоря, это слово во всех местах Писания означает - затычка (т.е. «пробка» в «пустом сосуде», которая не дает его заполнить «содержимым»). Вот и получается, что после обряда обрезания человек из «закупоренного», т.е. несовершенного и духовно ограниченного, перевоплощается в полноценного еврея, да еще как говорили в свое время со «знаком качества». А это, как Вы понимаете, никогда не поздно!

Союз обрезания

Первым человеком, с которым Б-г заключил этот союз, был родоначальник нашего народа - Авраам: «И сказал Б-г Аврааму: «А ты союз Мой соблюдай, ты и потомство твоё в поколениях ваших. Вот союз Мой, который соблюдайте между Мной и вами и потомством твоим после тебя. Будет обрезан у вас каждый мужчина. И будет обрезана крайняя плоть ваша, и будет знаком союза между мной и вами. В восемь дней обрезайте каждого мужчину в поколениях ваших...» (Берешит, 17:9-12), «И необрезанный мужчина, который не обрежет крайнюю плоть свою, и истребится душа его из народа своего, Мой союз он нарушил» (Берешит 14). С тех пор более 3700 лет все евреи во всех странах вступают в этот союз!

В чём смысл этого союза? Почти 2000 лет тому назад, когда земля Израиля была частью могущественной сверхдержавы - Римской империи, власти неоднократно запрещали делать обрезание, соблюдать субботу и кашрут, учить Тору — под страхом смертной казни. Еврейским мудрецам, лидерам народа Израиля приходилось ездить в Рим, к императорскому двору, чтобы попытаться отменить приговор.

Об одном из споров, который там разгорелся, сообщает «Мидраш Танхума» («Тазрия», 5):
«Спросил Торнасропос (губернатор Иудеи, главный инициатор нового указа) раби Акиву:
— Скажи, что совершеннее: то, что делает Б-г, или то, что человек?
— То, что человек, — неожиданно ответил раби Акива.
— Что, что? Человек может сделать небо и землю? — усмехнулся римлянин.
— Бессмысленно спрашивать о том, что не во власти человека.
— Ну, хорошо, зачем вам это варварское обрезание?
— Я предвидел твой вопрос и поэтому сказал, то, что делает человек, лучше.
Принёс раби Акива пшеничные колосья и свежий хлеб:
— Скажи, разве хлеб не лучше сырых зёрен? А ведь Б-г сделал только зерно, хлеб же испёк из него человек!»

Давайте подумаем, действительно, почему то, что делает человек, лучше? И если Всевышний так уж хотел, чтобы человек был обрезан, почему мы такими не рождаемся, а должны сделать эту операцию сами? Ответ на этот вопрос мы находим в Торе. Рассказывая о сотворении человека, Писание неожиданно употребляет множественное число — «сделаем человека». (Берешис 1:26). С кем вместе, «на пару», Б-г творил человека? Объясняет комментарий, что этим соучастником, компаньоном был... сам человек. Этот мир создан несовершенным: колосья вместо хлеба, клочья шерсти вместо свитера, куски руды вместо железа. Всё сделано неоконченным для того, чтобы сам человек достроил, довёл Творение до совершенства, реализовал смысл и предназначение каждой вещи.

<>То же самое касается самого человека. У евреев есть такое ругательство: «агойлем». В переводе с идиша — «чурбан, недоделанный». Так называют человека бестолкового и невежественного, который дожил до таких лет и так ничему и не научился, не изменился к лучшему. Как родился с набором недостатков и слабостей, так и живёт неотёсанным чурбаном, как полено папы Карло. Не меняется и не хочет меняться.

Вот почему в момент Творения Б-г обращается к человеку: «Давай вместе с тобой, ты и Я, сделаем человека, рука об руку будем строить тебя и весь мир в гармонии и красоте!»

Наверх

Законы заповеди обрезания

  • Первой заповедью, которую получил наш праотец Авраам, была заповедь обрезания. Обрезание - знак священного союза на теле еврея; выполнив эту заповедь, человек вступает в союз со Всесильным, Б-гом Израиля.
  • Всякий обрезанный мужчина-еврей постоянно (и днем и ночью) исполняет заповедь; как сказано: "Если бы не исполнялся Мой союз ночью и днем, Я бы не поставил закон для неба и земли" (Ирмеяу, 33:25).
  • Всякий, кто нарушает союз нашего праотца Авраама, т.е., будучи необрезанным, не делает обрезание себе или, будучи обрезанным, восстанавливает свою крайнюю плоть (в результате сложной хирургической операции - были и такие евреи!) для того, чтобы выглядеть неевреем, - нет у такого человека доли в грядущем мире.
  • Тора повелевает каждому еврею сделать обрезание своему сыну, рожденному матерью-еврейкой, как сказано: "И обрезал Авраам своего сына Ицхака на восьмой день, как повелел ему Б-г" (Брейшит, 21:4). И это самая важная из позитивных заповедей Торы.
  • Если у мальчика нет отца, или отец не желает делать сыну обрезание, обязанность обрезать ребенка лежит на каждом еврее, способном сделать ему обрезание. Тот, кого не обрезали в детстве, обязан позаботиться о собственном обрезании, когда вырастет. Если еврей не исполнил эту заповедь, его душа будет изъята из народа; как сказано: "Душа необрезанного мужчины, который не обрежет свою крайнюю плоть, да будет истреблена из своего народа, ибо он нарушил Мой союз" (Брейшит, 17:14). Поэтому делать обрезание надо немедленно, как только представится возможность.
  • Время обрезания - восьмой день жизни. Именно на восьмой день после рождения сына надо сделать ему обрезание, но не раньше. Если по какой-либо причине обрезание не сделано, его делают сразу же как только представится возможность. Если по ошибке обрезание сделано раньше восьмого дня, то его следует считать не обрезанием, не введением ребенка в союз Авраама, а обычной медицинской операцией, не более того. Поэтому следует исправить ошибку, для чего легким уколом выдавливают капельку крови у младенца на месте бывшего обрезания - и все это во имя исполнения заповеди обрезания.
  • Время исполнения заповеди обрезания - дневная часть суток, от восхода солнца до его заката, но ни в коем случае не ночь. Принято совершать обряд утром, чтобы как можно раньше ввести мальчика в союз народа Израиля. Если по ошибке обрезание сделано ночью, после выхода звезд и до восхода зари, то, как только наступит день, необходимо выпустить капельку крови во имя исполнения заповеди обрезания.
  • Обрезание, которое делают в установленное Торой время, то есть на восьмой день, отодвигает святость субботы. Ребенка следует обрезать даже в субботу, если на нее пришелся восьмой день его жизни. Разумеется, отодвигает субботу только само обрезание, которое производит моэль. Все остальное необходимо приготовить заранее. И все это несмотря на то, что операции на теле человека в субботу категорически запрещены. Что касается обрезания, которое делается не на восьмой день жизни ребенка, то его запрещено делать в субботу и в праздники - дни, когда нельзя делать работу.
  • Если младенец болен или у него желтуха не в самой легкой форме, то обрезание откладывают до выздоровления ребенка, чтобы не нанести вред его здоровью. По таким вопросам всегда следует консультироваться с опытным моэлем или врачом. Во всех случаях болезни общего характера, нужно отложить обрезание на семь дней после выздоровления ребенка.
  • Если мальчик родился между заходом солнца и появлением на небе звезд (т.е. в час, о котором нельзя с уверенностью сказать, ночь это или день), то трудно определить, какой день его жизни будет восьмым. Поэтому в таких случаях обрезание делают в тот день, который предположительно будет девятым (если считать, что мальчик родился днем, а не ночью), но не на восьмой. Так или иначе, всегда стоит обращать самое пристальное внимание на точное время рождения ребенка.

Наверх

В руках надежного Моэля

Человек, делающий обрезание, называется моэль. Моэлем может быть только еврей. Если нет мужчины, обрезание может сделать женщина. В любом случае, нееврей не может быть моэлем, и потому, если обрезание сделано неевреем, его нужно сделать вторично, то есть просто выпустить капельку крови. Необрезанный еврей, который наотрез отказывается делать себе обрезание, равно как и еврей, нарушающий заповеди Торы, не может быть моэлем, потому что и тот и другой являются нарушителями условий союза с Б-гом.

Нужно постараться найти самого хорошего и самого праведного моэля, чтобы он сделал обрезание с правильными и чистыми мыслями, что, в свою очередь, поможет младенцу в чистоте вступить в союз с Б-гом.

Отец, который пообещал кому-либо, что назначит его моэлем (или сандаком), не может отменить обещанное и пригласить другого человека. Потому что, с одной стороны, нельзя обманывать человека, а с другой - нельзя повергать человека в смущение, отказав ему в том, что уже обещано.

В Москве постоянно практикует моэль Шая Шафит, который на протяжении 20 лет провел уже более 7 тысяч обрезании. Интервью с р. Ш. Шафитом можно прочитать здесь.

Наверх

Порядок церемонии обрезания

Многие отцы в ночь, предшествующую обрезанию, не спят, а учат Тору. Некоторые устраивают в эту ночь трапезу, на которую приглашают моэля (человека, делающего обрезание), сандака (о нем ниже), друзей и родственников.

Существует обычай, согласно которому накануне обрезания к колыбели младенца подходят дети и читают отрывки из Торы и молитв.

Почетные роли церемонии обрезания

  • Моэль - человек, делающий обрезание.
  • Кватеры - супружеская пара, удостоившаяся внести ребенка в зал, где будет происходить обрезание.
  • Агошо – человек, удостоившийся понести ребенка.
  • Кисей шел Эйлийоу – человек, удостоившийся положить ребенка на специальный стул – «Кисей шел Эйлийоу» (Престол пророка Элии).
  • Ме-ал Акисей – человек, удостоившийся поднять ребенка со специального стула – «Кисей шел Элийоу» (Престол пророка Элии). Сандек - человек, удостоившийся держать ребенка на коленях во время обрезания называется сандек.
  • Ал асандек – человек, удостоившийся положить ребенка на колени сандека.
  • Ме-аль асандек – человек, удостоившийся поднять ребенка с колен сандека после совершения обрезания.
  • Брохойс ве-криас ашейм - человек, удостоившийся прочитать благословения и объявить имя ребенка. Сандек меумод – человек, удостоившийся держать ребенка во время благословений и наречения имени.

По обычаю в помещение, где будет проводиться обрезание, ребенка вносит подруга жены и там передает его своему мужу. Эта супружеская пара называется кватеры. Удостоиться быть кватерами - большой почет. Многие родители предоставляют честь быть кватерами на обрезании их сына какой-нибудь бездетной паре, чтобы эта миссия была засчитана той в заслугу и она удостоилась родить ребенка.

Все присутствующие встают, чтобы почтить младенца, который через несколько минут присоединится к общине завета, и произносят: "Барух аба - Благословен входящий".

Все благословения и молитвы в транслитерации для церемонии обрезания, а также весь порядок приводится в «Путеводителе обрезания», который можно скачать здесь.

С начала и до окончания обряда обрезания все присутствующие из уважения к великой заповеди должны стоять, потому что в эти секунды еще одна душа присоединяется к Израилю, заключая союз со Всевышним, и Сам Всевышний, как бы пребывает здесь.

Мальчика кладут на специальное возвышение, которое называется "престол пророка Элиягу". Названо оно так в честь ангела обрезаний - пророка Элиягу. Затем произносят текст: "Вот престол пророка Элиягу..."

Этот обычай соблюдался во все времена во всех общинах Израиля. Корни его уходят в глубокую историю. Царь Израильского царства Ахав (VIII в. до н.э.) начал служить чужим божествам, запретив евреям обрезать своих сыновей. Пророк Элиягу наложил проклятие, и три года, до тех пор, пока народ не раскаялся, не шли дожди; как сказано: "Возревновал я за Г-спода, ибо оставили Твой союз сыны Израиля" (Млахим I, 19:14). Три года ни одна капля дождя не упала на землю Страны Израиля, в результате чего наступил страшный голод. Наконец евреи раскаялись, прекратили поклоняться идолам. Только тогда "...пошел сильный дождь". Так благодаря пророку Элиягу народ Израиля стал вновь верен союзу со Всевышним.

Во время обрезания ребенок лежит на коленях одного из присутствующих, который сидит на специальном стуле. Он, этот человек, называется сандак. Быть сандаком - большая честь. Тот, кого избрали на роль сандака, должен надеть праздничные одежды в честь обрезания. Сандаком может быть только уважаемый человек. Лучше всего, если отец новорожденного мальчика назначит сандаком своего отца, т.е. дедушку ребенка, тем самым, проявив уважение к родителю (что само по себе большая заповедь). Колени сандака становятся подобны жертвеннику, на котором приносят жертвы Всевышнему. Быть сандаком даже почетней, чем быть моэлем.

Считается, что исполнение миссии сандака помогает человеку стать богатым, поэтому часто за предоставленную честь, сандак оплачивает расходы, связанные с проведением обряда обрезания

Одному из присутствующих оказывают честь положить мальчика на колени сандаку. Во многих общинах это делает отец ребенка. Отец как бы назначает моэля своим посланцем для выполнения заповеди обрезания.

Моэль готовит инструменты, лекарства, подготавливает ребенка. После этого он произносит благословение: "Благословен Ты, Господь, наш Б-г, Царь вселенной. Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам обрезание". Все присутствующие, кроме моэля, отвечают: "амен" ("Верно", "Да будет так").

Немедленно после благословения моэль отрезает крайнюю плоть, разрывает внутренний лепесток и подгибает его к месту разреза. Сразу после того как моэль отрезал крайнюю плоть, но еще до того как он разорвал внутренний лепесток, отец ребенка произносит благословение: "Благословен Ты, Господь, наш Б-г, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедал нам ввести его в союз нашего праотца Авраама". Все присутствующие, кроме отца, отвечают "амен" и продолжают "Так же как приобщился он к союзу - пусть придет он к Торе, и к хупе, и к добрым делам!"

Если отец ребенка не присутствует при обрезании или не может произнести благословение, его произносит дедушка ребенка или сандак.

После окончания обряда обрезания одному из присутствующих передают ребенка, и он держит его все время, пока произносятся благословения. Другой берет в руки бокал вина и произносит над ним два первых благословения. Он же (или кто-то другой) произносит молитву о здоровье и благополучии ребенка и его родителей. Сразу же после этого ребенку дают имя по выбору родителей. Когда в молитве доходят до слов бедамайих хайи... ("Ценой своей крови живи..."), младенцу дают капельку вина из бокала. Тот, кто произнес благословения (или кто-то из слушающих), отпивает вино из бокала.

Все присутствующие поздравляют родителей младенца словами: Мазал-тов ("В добрый час!").

Текст благословений:

"Благословен Ты, Господь, наш Б-г, Царь вселенной, создающий плод лозы".
"Благословен Ты, Господь, наш Б-г, Царь вселенной, Который освятил любимца при рождении, закон, запечатлев на его плоти, а его потомков отметив знаком святого союза. И потому, в награду за это, Б-г живой, наша Доля, наша Твердыня, повелел спасать наши души, что в наших телах, от уничтожения, ради союза с Ним, который запечатлен Им на нашем теле. Благословен Ты, Господь, заключающий союз".
"Б-г наш и наших отцов! Сохрани этого ребенка для его отца и матери. И будет наречено ему имя в Израиле -
... (имя ребенка), сын ... (имя отца). Пусть будет рад отец своему потомству и мать плоду своего чрева; как написано: "Пусть радуются твои отец и мать, веселится родившая тебя". И еще сказано: "Проходил Я мимо тебя и увидел, как ты лежишь в своей крови, и сказал тебе: "Ценой своей крови живи", и еще раз: "Ценой своей крови живи". Также сказано: "Навек запомнил Свой союз, то, что заповедано на тысячу поколений, (союз), который заключил с Авраамом, и клятву, данную Ицхаку, и постановил законом для Яакова, Израилю союзом вечным". Еще сказано: "И обрезал Авраам своего сына Ицхака на восьмой день, как повелел ему Бог". Славьте Господа, ибо Он щедр, ибо Его милосердие вечно! Славьте Господа, ибо Он щедр, ибо Его милосердие вечно!... (имя ребенка), - этот младенец вырастет большим и, так же как приобщился он к союзу - пусть придет он к Торе, и к хупе, и к добрым делам!

После обрезания устраивают трапезу. На стол ставят вино, рыбу, мясо. Эта трапеза - предписана по закону.

Наверх

Мнения медиков об обряде обрезания

Смысл и цель заповеди обрезания объяснены в Торе. Поэтому ее исполнение не связано с какой-либо материальной выгодой. Но любопытно, что открытия в области медицины наглядно свидетельствуют о полном соответствии окружающего нас мира и законов Торы.

  • РАК ПОЛОВОГО ЧЛЕНА. Согласно мнению специалистов (О.G.Dodge et al, E.Afr. Med. J., 40:440, 1963), которые изучали медицинские последствия обрезания, эта операция предотвращает возникновение рака полового члена. Медицинская статистика свидетельствует о том, что рак полового члена поражает исключительно необрезанных. Этот факт подтверждают результаты многочисленных сравнительных исследований. Выясняется также, что определенный процент тех, кого поражает эта болезнь, относится к категориям населения, совершающего обрезание - но в сравнительно позднем возрасте (мусульмане). В группах, в которых обрезание совершают в самом раннем возрасте (евреи), рак полового члена не встречается вовсе.
  • РАК ШЕЙКИ МАТКИ. Целый ряд исследований (R.Burger and Т.Н.Guthrie, Pediat, 54:362, 1974) свидетельствует о том, что эта болезнь встречается значительно реже среди женщин, чьи мужья обрезаны. По данным статистики, на 100.000 еврейских женщин приходится 2,2 случая заболевания раком шейки матки, в то время как среди нееврейских - 44 (т.е. в 20 раз чаще!).
  • МЕДИЦИНСКИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ СРЕДИ НЕОБРЕЗАННЫХ. Ряд злокачественных явлений в области полового члена наблюдается исключительно среди необрезанных. Обрезание крайней плоти предотвращает возникновение этих явлений. Примером может служить фимоз (сужение крайней плоти), который приводит к закупорке мочевых каналов и, как следствие этого, к возникновению патологических явлений в почках. У 96% младенцев наблюдается "физиологический" фимоз, но лишь 10 проц. из них будут впоследствии страдать от патологических явлений. Другие примеры патологических явлений, вызываемых наличием крайней плоти: парафимоз - невозможность вернуть крайнюю плоть на место так, чтобы она закрывала головку члена; балант - воспаление головки члена, обычно сопутствующее фимозу; постит - воспаление кожи крайней плоти. Медицинские исследования (J.L.Writh, Am.J.Obstet. Gynecol., 130:236, 1978) свидетельствуют о важном профилактическом врачебно-гигиеническом значении обрезания. По этой причине многие неевреи обрезают своих детей в раннем возрасте. Сегодня обрезание - самая распространенная хирургическая операция в США, ее проходят более половины новорожденных мальчиков.

Наверх

Стоимость обряда обрезания

Для того, чтобы не ошарашить Вас сразу сумой, которую люди выкладывают за обрезания, давайте вместе посчитаем себестоимость этого обряда.

Список необходимых затрат без указания конкретной стоимости, которая зависит от места, престижа, медицинских осложнений, возраста и т.п.:

  1. Вызов моеля-хирурга, специалиста с многолетним безупречным стажем. Кроме самой операции, учтите еще два, три приема до и после операции.
  2. Ассистент хирурга.
  3. Аренда операционной, которая оборудована всеми необходимыми приборами.
  4. Проведения местной анестезии для взрослых.
  5. Медикаменты.
  6. Компетентная консультация в выборе еврейского имени и в других требований традиции.
  7. Психологическая помощь родственникам обрезаемого.
  8. Праздничная трапеза - обязательное продолжение церемонии.

Теперь подставьте в вышеприведенную смету стоимость каждой позиции, на Ваше усмотрение, и подсчитайте итоговую сумму. Цифра, которую вы получите, таким образом, это лишь себестоимость обрезания, которая не учитывает прибыль организаторов этого обряда.

Реальная же сумма стоимости обряда обрезания, как это часто бывает, на несколько порядков расходится с ее себестоимостью. Так благодаря международному фонду «Брит Иосиф Ицхак» все эти услуги предоставляются каждому еврею от мало до велика совершенно бесплатно (хотя от пожертвований в фонд никто не отказывается). Таким образом подводя итог можно сказать, что Вас не только бесплатно прооперируют, проконсультируют, развлекут и накормят, но даже скажут Вам искреннее огромное спасибо за то, что воспользовались всеми этими услугами. Вы встречали еще где-нибудь подобное? Я лично нет.

Практические советы

Не откладывайте вопрос организации обрезания на время, когда мама ребенка выйдет из роддома. Дело в том, что нередко в процессе подготовки могут возникнуть ряд сложностей, которые в последний момент приведут к нежелательным переживаниям и спешке. Поэтому в день получения известия о рождении мальчика приступайте к организации торжества обрезания.

Первым делом соберите документы, подтверждающие еврейское происхождение мамы (см. подтверждение еврейства) и отправляйтесь в раввинат (тел. 8-495-618-0001) или к Моэлю (тел. 8-915-207-2770).

В случае положительного исхода проверки документов вам следует связаться с Моэлем (тел. 8-915-207-2770) и сообщить ему следующие данные: день рождение ребенка и время суток; процесс родов (естественные или кесарево); численный показатель билирубина в крови ребенка. На основании этой информации Моэль примет решение о возможности совершения обрезания на восьмой день жизни ребенка и посоветует вам дату, в которую следует провести церемонию обрезания.

Восьмой день жизни ребенка очень легко определяется по дню недели, т.е. обрезание делают ровно через неделю со дня рождения, при условии, что ребенок родился под утро или в светлое время суток. Так, например если ребенок родился в среду днем, то обрезание назначают на среду следующей недели, а если он родился в среду после захода солнца, то – на четверг.

Когда уже определена дата обрезания, то следует позаботиться о месте и времени обрезания.

Помните! Обрезания проводится только в светлое время суток и наиболее предпочтительное время для обрезания это утро.

Обычно в качестве места для проведения церемонии обрезания выбирают синагогу. Именно здесь легко решаются все организационные вопросы, такие как собрание миньяна (кворум из десяти еврейских мужчин) и кошерная еда для трапезы.

Также желательно заранее договорится с людьми, которые будут выполнять необходимые роли в церемонии обрезания: сандак, квтеры, агошо и т.д. (см. выше). По окончанию обрезания принято делать пожертвования на организацию «Бикур холим» (помощь больным) и внести символическую сумму денег в счет оплаты будущей учебы ребенка в ешиве.

По всем вопросам организации церемонии обрезания вы можете обращаться за помощью в нашу общину. Позвоните нам по тел. (495) 508-4335 или напишите о вашей просьбе.

Наверх

Наши реквизиты

Местная религиозная организация «Иудейская община «Сокол-Аэропорт»

ИНН 7715398720
КПП 771501001
Расчетный счет: 40703810102660000012
Корреспондентский счет: 30101810200000000593
БИК 044525593
Наименование и местонахождение банка: АО «АЛЬФА-БАНК» г.Москва

Добровольное пожертвование на уставную деятельность НДС не облагается.

Наши программы

Встреча субботы и праздников

Занятия по Торе

Детский клуб

Женский клуб

EuroStars

Уроки Иврита

Кошерные продуктов